Когда человек пребывает в мрачном настроении, брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: “Ты что, не с той ноги встал?” Тем самым признаётся незамысловатая истина: “Как день начинаешь, так его и проживёшь”.
     Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздаётся сигнал “Подъём”, дети встают и, почти не одевшись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку. Затем дети возвращаются в корпус и начинается массовое заправление кроватей, плескание под водопроводными кранами. Потом все одеваются и выползают и собираются в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день. Дежурные по палатам проверяют порядок и подметают пол. С места сбора все организованно отправляются в столовую.
     И так каждый день!
     Всё однообразное утомляет и детей, и вожатого. Тем большим бывает это неприятие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и собирания мусор на совок: ведь никто не любит делать то, что умеет очень плохо. В итоге начало второй недели лагерной смены превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то “не так”, вожатый повышает голос, призывая сделать “так”, дети обижаются на вожатого, вожатый ходит “взвинченный”.
     А можно избежать превращения утра в источник раздражения на весь день. Способ держится на двух “китах”:
     1. Дети должны уметь быстро выполнять все режимные моменты.
     2. В проведение этих режимных моментов вожатый должен вносить разнообразие.
     Итак, вам надо...
     ...Ещё в первый-второй день смены выяснить степень самостоятельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, заправлении кроватей, подметании пола, установки подушек “парусом” и т.п. Эту информацию можно получить путём организации игры-конкурса.
     Отряд разбивается на команды, которые набирают очки, соревнуясь между собой по таким этапам:
     1) заправка кровати;
     2) чистка зубов;
     3) наведение порядка в тумбочке и шкафу;
     4) одевание и причёсывание;
     5) демонстрация готовых палат.
     На всех этапах учитывается время, ведётся график-таблица, где ставятся баллы за правильность выполнения задания. Перед игрой полезно самим вожатым продемонстрировать правильность выполнения предлагаемых операций.
     Если после таких игр у вас останутся дети, не справляющиеся с “вроде бы элементарными вещами”, то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости.
     Будить детей тоже можно более чем ста способами. Среди них:
     - пощекотать каждого за ушком;
     - сымитировать крик петуха;
     - принести настоящий горн и протрубить в него;
     - громко включить хорошую ритмичную музыку;
     - войти с ведром воды и, позвякивая о него металлической кружкой, шутливо объявить: “А вот водой холодной поливаю! Кому водички холодненькой?”;
     - организовать в коридоре джаз-рок-группу;
     - проскрипеть голосом робота: “Внимание, экипаж, начинаем выходить из состояния летаргического анабиоза. На счёт “раз” всем громко сказать :”Хрю-хрю”...”;
     - громко и заливисто засмеяться, причитая: “Ой, не могу! Ой, сейчас лопну от смеха!”;
     В общем, при желании можно всё сделать не так, как всегда. Только делать это надо с самыми добрыми намерениями. Поэтому самое важное для ребят утром - ваша добрая улыбка, приветливое общение, ваши глаза, в которых дети прочтут: “Как же я люблю вас, мои непослушные!”

Прислала: Таня Синило.
взято из книги Афанасьева "Что делать с детьми в загородном лагере?"


Главная страница/Методика/Как начать день./

Последнее изменение 22 Апрель 2007 17:11