Для первых трёх дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена".
    Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнеститсь с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.
    Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
    Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
    Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи даёт мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займёмся расшифровкой.
    Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю жизнь) прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);
  • приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);
  • создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);
  • сделать детей "управляемыми" (поделить отряд на "команды", "экипажи" при дежурствах и др. организационных моментах);
  • дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);
  • сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).
    Чтобы всё это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если н е будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причём спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но как вы знаете, удаётся лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работает с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.
    1. Конкурс болтунов "Как меня собирали в лагерь".
    2. "Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.
    3. Операция "Ы" - по спасению территории вокруг домика от мусора.
    4. Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.
    5. Знакомство с отрядным уголком.
    6. Составление графика дежурства по комнатам.
    7. Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".
    8. Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.
    9. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
    10. РИД - разведка интересных дел.
    11. Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.
    Если вы мужественно выдержите эти три дня, не сорвёте голос, не упадёте от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотябы половину из задуманного вами, организуете не менее десяти игр и хотя бы по три минуты побеседуете по душам с каждым ребёнком - дальше у вас пойдёт "как по маслу".
    Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"


Прислала: Таня Синило.
взято из книги Афанасьева "Что делать с детьми в загородном лагере?"


Главная страница/Методика/Первые 3 дня/

Последнее изменение 22 Апрель 2007 17:11