Конкурс видеоклипов (в дальнейшем сокращено КВ) первый раз был проведен как раз во время моей первой смены в Волне - в 1994 году. Так исторически сложилось, что это (на первый взгляд обычное) лагерное мероприятие стало самой настоящей легендой и самой закоренелой традицией, и поэтому я считаю, что место этому очерку в разделе "Легенды", а не в "Играх". Конкурс видеоклипов проводился каждую смену (и летнюю, и зимнюю) за редким исключением, когда КВ немного изменялся, как, например, в год 850-летия Москвы это был конкурс видеоклипов на песни о Москве. Уже по названию мероприятия понятно даже человеку не искушённому в "вожаствовании", что это такое и как оно проводится. И естественно может возникнуть вопрос, что можно тут описывать, но как я уже писал в Волне это мероприятие стало настолько традиционным, что обросло своими особенностями и традициями, приобрело свои стили и направления, и естественно своих выдающихся "плеймекеров". Вот об этом я бы и хотел рассказать.
     Место действия КВ:
     Естественно КВ проводится в кинозале и только за очень редким исключением, когда во время большой жары, приходилось переносить КВ на улицу (на танцплощадку), что было всего раза два (с 1994 по 1999). Сначала свое искусство показывали самые маленькие, а потом в порядке возрастания. Иногда свой клип показывали и вожатые, правда, это было очень редко и это были экспромты.
     Подготовка клипов:
     Подготовка клипов, как правило, начиналась (и заканчивалась) в день проведения. И лишь некоторые начинали продумывать и даже репетировать за день (или еще раньше). Раньше репетировали все в своих корпусах, но однажды когда один из вожатых (естественно это был Костя Гавриленко) начал репетировать прямо в кинозале, и другим это очень понравилось, и из-за этого стали идти споры (кому где репетировать, преимущество получали "деды" или старшие отряды), пока наконец не ввели график репетиций.
     Особенности возраста:
     При сотворении клипа надо обязательно учитывать возраст детей. С самыми маленьким отрядом все ясно - тут неважно музыка, сюжет, костюмы, декорации, игра актеров -это всегда будет здорово смотреться, это всегда будет самое лучшее выступление (ведь они такие классные - эти малыши) и вожатым других отрядов нужно быть всегда морально готовым, так после выступления самого маленького отряда может не захотеться показывать выступление своего отряда, настолько оно несравнимо с выступлением малышей.
     При подготовке клипа с младшими отрядами (отрядами из 1 корпуса) следует понимать, что они не смогут в точности выполнять то, что вы от них хотите. Вы можете их долго и нудно с ними репетировать и заставлять их выучивать свои роли, и даже если они сделают потом на сцене все что вы задумали и ничего не перепутают и не забудут - это уже поверьте, моему опыту не будет жалкое зрелище. Дети младших отрядов замечательны именно всего своей детской, индивидуальной непосредственностью. Поэтому не надо их ставить в жесткие рамки и предоставить им свободу при игре своей роли. На роли же надо выбирать детей чтобы их личный характер соответствовал роли и вот тогда успех вам обеспечен, дети сами сыграют лучше, чем вы хотели. И репетировать с ними долго не надо, чем дольше с ними репетируешь, тем скованней они на сцене (это в какой степени важно даже с вожатыми). Про подготовке клипов с младшими отрядами может возникнуть такая проблема, что желать играть захочет весь отряд и тут очень важно правильно себя повести с самого начала. Не надо произносить фраз типа "кто хочет играть в видеоклипе" (а то все может, закончится детскими обидами), сначала определить, кто будет играть и потом решительно распределить роли.
     Со средними отрядами тоже в плане желающих нет проблем и тут также надо быть очень деликатным и избегать, чтобы от мероприятия к мероприятию участвовали в них одни и те же. Средние отряды, как правило, богаты актерскими талантами (один такой талант потом раскрылся перед всей страной - это Оля Козина - солистка группы "Вирус") это надо учитывать и делать упор на них.
     Старшие отряды - здесь уже дети способны на серьезную актерскую игру, но в отличии от младших детей они не такие раскованные и их еще надо суметь увлечь вашей идеей. Если, работая с малышами не надо особо объяснять им суть сцены (зачастую это бесполезно и вредно), то старшим надо все объяснить и показать, особенно если сможете это хорошо сделать.
     Содержание клипов: Клипы по своему содержанию можно разбить на четыре группы:
     1) Клипы-шоу (состоят из танцев или спецэффектов) - используется крайне редко, так как нужно суметь поставить не только хороший танец, но и суметь им передать смысл и настроение музыки.
     2) Клипы по тексту - т.е. буквально выбирается песня, где в тексте прослеживается какой-то сюжет, и клип строится на нем. Зачастую такие клипы ставят новички "плеймекерства", но это не означает, что клип будет не удачный. Я, например, достаточно долго ставил именно такие клипы, пока не перешел на клипы из следующей категории.
     3) Клипы не по тексту (иначе у меня короче не получилось назвать) - берется песня (музыка) и придумаеватся сюжет (или действия), которые бы отражали (передавали) настроение или смысл песни, или сюжет, который ассоциируется у Вас с песней (музыкой).
     4) Клипы по идее (сюжету) - в принципе эта категория очень схожа с предыдущей, отличие только в том, что здесь сначала придумывается сюжет или идея и только потом под нее подбирается песня (музыка).
     Когда клип придуман и отрепетирован, наступает очередь костюмов и декораций (бывали случаи наоборот).
     Декорации:
     Сначала (на заре становления КВ) клипы проходили при полностью освещенном зале, но теперь почти все клипы проходят в темном зале, где освещена только сцена (большое спасибо Дяде Миши, сделавшему освещение сцены, а то раньше извращались освещать сцену софитами, лампочками). Это очень важный момент, такое освещение не только придает загадочность действу и скрывает порой огрехи (или просто неудачную игру) актеров и убогость декораций, но, прежде всего это концентрирует внимание зрителей (надо понимать, что основные зрители ДЕТИ, а не заядлые театралы). К изготовлению декораций можно подходить по разному: можно поставит пару банкеток и все, а можно городить грандиозные сооружения (у меня один раз на сцене была построена пирамида из столов метра на 4 вверх), рисовать сумасшедшие декорации, или придумывать сложнейшие спецэффекты.
     Костюмы:
     При подготовке актеров к клипу не надо делать какой тонкий изысканный макияж на лице - все равно этого не будет видно из зала, и если вы хотите выделить какую то деталь лица делать это надо очень ярко и крупно. И все равно этого скорее всего, никто не увидит. Основное внимание надо уделить костюмам. Здесь же опять не надо придавать значение мелким деталям костюма, а уделить внимание его содержанию. Костюм должен не только характеризовать героя, но и помогать зрителю лучше понять смысл вашего клипа. Костюмы должны выделять главных героев и определять их качественно - плохие в черном, хорошие в белом - и пусть это может показаться банальным, но зрители сразу поймут (клип ведь длится всего 3-5 минут, если, конечно, вы не поступите как Настя, делавшая склейку из десятка песен) кто-есть-кто и проникнутся эмоциональным содержанием клипа. Очень эффектно будут выглядеть хорошо сделанные маски, мечи, шлемы, короны и т.д.
     Основные слагаемые успеха клипа:
1. Это конечно же сама песня (музыка), если песня плохая, то ни что не спасет клип от провала.
2. Это идея (смысл, сюжет) клипа.
3. Игра актеров.
4. Костюмы и декорации.
     Но все это естественно не распространяется на самый маленький отряд, чтобы они не делали, это все равно будет лучше всех.
     Самые же зрелищные клипы как правило получаются у 1 отряда, в этом причина и то, что дети повзрослей и так выходило, что вожатые 1 отряда были выдающиеся Мастера. Бывает после иного клипа (таких признанных Мастеров, как Маша или Гарик) еще долго не можешь прийти в себя, настолько сильное впечатление от увиденного. Помню один случай в клипе (на песню Резникова "Спасибо за сына и за дочь") играли парень и девушка (2 отр.) семейную пару, и девушка, которой нравился этот парень, уступила роль своей подруге (самой лучшей подруге с самого детства) на репитициях все было нормально, но после выступления (настолько оно оказалось эмоциональным), что девушка так приревновала парня к своей лучшей подруге, что до конца смены они так и не помирились.
     Хорошие клипы делаются исключительно вожатыми, дети, какие бы они были (умные, талантливые, взрослые) не могут конкурировать.
     По самому клипу можно сразу определить кто их делал они все имеют отличительные особенности своих авторов. На самом деле еще много можно говорить о КВ (настолько много перед мной их прошло, и своих и чужих), но все равно научить делать хорошие клипы не так просто, это все надо самому повидать и попробовать. Цель же моего повествования в том, чтобы КОНКУРС ВИДЕОКЛИПОВ в лагерях сохранился и продолжал развиваться.
     Всего Вам доброго, Желаю успехов в созидании!

Автор: Саша Аверьев.


Главная страница/Легенды отряда/Конкурс видеоклипов/

Последнее изменение 30 March 2020 19:53