Профильные отряды

ОТКРЫТЫЙ форум, посвященный обмену премудростями и впечатлениями от работы в различных лагерях.

Модераторы: Лена, Олег SLU

Ответить
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Профильные отряды

Сообщение Виталий »

Началось все в 97 году, когда население нашего лагеря перевалило за сотню, стало не хватать времени на ежевечерний показ выступлений всех отрядов и старичкам (которые уже в 4-й или 5-й лагерь едут) стало скучновато.
А скука, как известно, залог всяческих безобразий...
Да, совсем забыл. Немного о специфике лагеря.
Лагерь летом работает всего одну смену, в нем 8-10 отрядов по 8-14 человек, возрастом от 11 до 17 лет (В том смысле, что отряды - разновозрастные). Утром мы работаем на полях подмосковья (с 6 до 10), далее учеба (журналистика, театр, медицина, туризм), далее час гостиных (это такие кружки, но только каждый день новые) или начало творческой программы дня, потом тихий час (точнее 3 часа), спор-час, а потом собственно и начинаются все основные творческие мероприятия дня, перед отбоем отрядные и общая свечки, и где-то в 10-11 (в зависимости от тематики дня и какой день следующий) отбой.

Я постараюсь, описывая наш опыт делать ремарки, что, на мой взгляд, стоит делать в оздоровительном лагере. Так как, понимаю, что такая специфика далеко не у всех возможна.

Так, вот, в 98 году у нас помимо пяти обыных отрядов образовались 4 профильных: театральный, туристический, ролевой и журналистский.
Критерием отбора в профили были:
- желание человека,
- сданый зачет по курсу учебы,
- работа по направления в течении года (кроме людей окончивших 8-й класс),
- не менее 1 полностью пройденого лагеря (для людей окончивших 9-й или 10-й классы) и не менее трех лагерей для более младших ребят.

Для оздоровительного лагеря критерием может быть соответствие возрасту, например (как в Волне), не младше 4 отряда.

Вообще, практика показывает, что ребята младше 8 класса не могут нормально работать в профиле (да и не все восьмиклассники тоже).

Первый год мы закончили с посредственным результатом, так как основной целью профилей ставили обучение их профилю, и не совсем представляли себе требования к инструктору профильного отряда.

Позже были пересмотрены задачи профильных отрядов, методики работы с ними и требования к кадровому составу на профилях.

На настоящий момент это выглядит примерно так.
Профиль начинает работать за месяц до лагеря в Москве по подготовке к работе в лагере.
Задачи профильных отрядов:
- проведение учебы для обычных отрядов по своему профилю (ролевики ведут медицину, так как учеба по ролевым играм - дело сложное и относится у нас к третьему уровню (то есть когда человек получает зачет второго уровня по всем основным дисциплинам, у него начинается третий уровень с другими курсами (ролевые игры, педагогика, компьютерная верстка, организаторство)),
- обеспечение творческой программы лагеря (ролевики - разработка и проведение ролевых и деловых игр, театралы - организация театрального фестиваля, разработка и проведение театрализованых ролевых игр, постановка серии полномаштабных (но коротких: пол-часа - час) спектаклей к концу смены, журналисты - выпуск лагерной газеты, разработка и проведение дня СМИ, туристы - организация и проведение походов для всех отрядов, и турслет).
- самообучение своему профилю (но не в виде занятий, а в практической деятельности).

Методики:
(частично уже упомянул)
- практико-ориентированый подход,
- полное самоуправление (вплоть до выбора творческих дел, в которых принимает участие отряд и составления собственного распорядка дня (но только в рамках общережимных моментов), например при условии тишины театральный отряд может отпроситься у начальника лагеря шить костюмы или репетировать, в случае хорошей работы на полях, профиль може просить бригадира освободить его на
день от работы и т.д., можно договариваться со столовой о перенесении на другое время еды, единственое, чего нельзя, это просыпать подъем и задерживать отбой),
- социальная направленость деятельности,
- использование исследования, как инструмента самообучения
(Не все вышеперечисленное можно назвать методиками на 100%, но я смешал в кучу только для лучшего понимания.)


Инструктор-профильник должен обладать следующими качествами:
- гореть желанием работать на профиле,
- иметь отличный навык инструкторства (если коротко, то умения незаметно помогать отряду и отдельным индивидам в их развитии),
- иметь хотя бы отдаленное представление о содержании своего профиля,
- иметь страстное желание вместе с ребятами и без них изучать суть профиля и совершенствовать свое мастерство в нем,
- уметь составить программу работы отряда (хотя в реальности это делается коллективно всем отрядом),
- умение социально-ориентировать ребят,
- владеть навыками работы с малой группы по выработке оптимальных решений
(Вот троих таких мы уже нашли (а некоторые за 7 лет и смену себе подготовили), а вот инструктора на туристический отряд, к сожалению, меняем каждый год.)

Для оздоровительного лагеря я бы оставил следующий список.
От ролевого бы отказался, так как больно сложно. А осталные профили оставил. И может быть даже добавил, к примеру, спортивный...
Задачи профильных отрядов:
- обеспечение досуговой программы лагеря (хотя бы по одному делу на отряд, fe, турслет, лагерная газета, спектакль (или концерт) в конце смены, спортакиада),
- самообучение своему профилю (но не в виде занятий, а в практической деятельности).

Методики:
- практико-ориентированый подход,
- социальная направленость деятельности (обязательно, иначе отряд может задвинуть на свою профильную деятельность, а когда его работа кому-то нужна, то это сделать существенно сложнее, да и социальный статус повшается...,
- использование исследования, как инструмента самообучения

Вожатый-профильник должен обладать следующими качествами:
- гореть желанием работать на профиле,
- быть хорошим вожатым (уметь зажечь и увлечь ребят),
- быть специалистом в своем профиле (хотя бы разбираться в нем лучше, чем среднестатистический ребенок),
- уметь составить программу работы отряда (т.е. быть каким-никаким методистом),
- умение социально-ориентировать ребят,
- владеть навыками работы с малой группы по выработке оптимальных решений

Еще пара мыслей.

- "...Возможно, ошибкой было то, что у разновозрастных отрядов остались номера 1- 2 - 3 - 4 и дети при выборе отряда подсознательно ориентировались на номера..."
Это однозначно. вообще лучше, когда отряд имеет имя (название) и ВСЕ называют его по имени, в крайнем случае, для профильников, можно называть отряды по названию профиля: театральный, спортивный и т.д.

- Наверное стоит четко определить время работы отряда, как профильного, например, с утра купаемся, с обеда до ужина - профильная деятельность, после ужина, дискотека, концерт, отрядное дело, свободное время (нужное подчеркнуть).

- При кол-ве ребят в отряде более 10 (то вполне ect для оздоровительного лагеря) может стоит разделить отряд на две (три???) КОНКУРИРУЮЩИЕ в своей работе группы, чтобы с каждой группой работало по одному из вожатых. Тут тонкость. Чтобы отряд не превратился в два надо: переодически меняться вожатыми, всем отрядом принимать участие в отрядных и общелагерных мероприятиях, проводить общую свечку (если она есть), или общее подведение итогов. Если в течение смены отряд выдает несколько
мероприятий, то можно после каждого мероприятия менять составы групп.

- Разницы в возрасте боятся не следует, так как при действительно совместной и интересной работе разница в 3 года (для старших подростков) перестает быть заметной (для ребят, я имею в виду), и на первый план выступает не возраст, а деловые качества.


Если коротко, то, в общем-то, все!

ВВВ
Аватара пользователя
ivanes
Старшая Вожатая
Сообщения: 1201
Зарегистрирован: Ср сен 18, 2002 1:01 am
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение ivanes »

А что делать, если ребят в отряде 40, а вожатых 2 человека?
И еще вопрос: как это договориться со столовой? Т.е. весь день профильные отряды могут есть в разное время? Но ведь для столовой это нереально - еда остынет...
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Виталий »

"Что делать если в отряде 40 человек?..."

А кто говорил, что будет легко? Профильные отряды - вообще штука сложная...
Можно бить отряд на 4 группы по 10 человек. Каждый вожатый работает одновременно с 2-мя группами, то там, то сям.
Это возможно когда ребята уже зажглись и хотят работать. А зажигать придется всех вместе, но с предварительной оговоркой, что в дальнейгем работать придется отдельно. Можно ввести интригу, например, для журналистов: выпускают несколько газет, каждая из которых борется с другой за материал, ведет с другми газетами полемику, для театралов еще проще - несколько постановок, для туристов различные участки работы над общим походом или работа над тур. навыками с двумя (3-4) другими отрядами по подготовке к походу. Кол-во дел ограничивается толькоо фантазией.
Другой вопрос, что ОЧЕНЬ тяжело качественно работать с несколькими группами, но при определенной практике и это возможно. Fe, я знаю людей, которые одновременно крутят по 4-5 крупнх проекта (правда при условии, что с этими детьми работают уже не первый год). Но мне, все равно кажется, что если не пытаться достигать профессионального уровня (не выводить PS для газет, не шить самим костюмы и тур. снаряжение, не писать самим сценарии и т.д.) и хорошо подготовиться в Москве (в смысле в Зелинограде) (набрать кучу нужной литературы, сделать заготовки, привести с собой сценарии, снарягу, шаблоны газет и т.д.), то вполне реально работать одновременно с двумя группами.
Вообще, такого рода работа не совсем вожатская. У нас такие люди называются инстркторами, а наиболее подходящее определение дали шведы в своей системе Международного Бакалавриата - супервайзер (смотрящий вглубь, или видящий все, или просто, хорошо видящий).
Попробую для понимания привести аналогию (не хочу никого обидеть).
Вожатый сродни лошади - чем больше ребят (или проектов) он ведет за собой (везет) - тем ему тяжелее. Инструктор никого никуда не везет, он идет рядом и помагает идти самостоятельно, так что его напряжение несколько другого рода и стпень охвата ребят ограничивается только углом его зрения (то есть педагогической внимательностью и набором средств, которые он может предложить ребятам).
Надо пробовать, и станет ясно, чего не хватает и что нужно делать, ибо, под тот самый камень вода принципиально отказалась...

"...как это договориться со столовой?"

Боюсь, что в условиях оздоровительного лагеря, где отдыхают 300-500 человек это невозможно...
У нас дежурный командир отряда (правда вместе с дежурным инструктором) может попросить на отряд заказать сух. пай. вместо обеда и умотать с отрядом в лес готовить ролевую игру. Или попросить оставить еду в кастрюлях, а отряд сам подогреет, разложит, уберет и помоет за собой посуду и пол. Ну, и в крайнем случае, отряд может приготовить себе еду сам из оставленных продуктов (да не прочтет этого представитель СЭС).
С едой раньше положеного времени - сложнее, так как столовка может не успеть приготовить, но и этот вопрос (в частности относительно завтрака) у нас решаем. Тур. отряду надо было до рассвета уйти в лес для подготовки турслета, мы попросили ключ от столовой и отряд сам приготовил себе завтрак (хотя я до сих пор не могу понять почему они в тот день не приготовили себе еду в лесу на костре?...).

Хотя..., я тут, подумал, что на вариант сух.пай. заместо еды наверное можно попросить и в оздоровительном лагере. Вопрос взаимоотношений со столовой и администрацией лагеря.

Если будете пробовать, то рекомендую выяснить когда в столовой завоз еды и заказывать сухпай заблаговременно, а то они могу не успеть это купить.

Всего хорошего,
ВВВ
Аватара пользователя
Валерий Кошелев
Сообщения: 614
Зарегистрирован: Пт дек 10, 2004 1:51 pm
Откуда: Зеленый город

Сообщение Валерий Кошелев »

Прочел. :wink: Запомнилось: :roll:
Задачи профильных отрядов:

- обеспечение творческой программы лагеря (ролевики - разработка и проведение ролевых и деловых игр, театралы - организация театрального фестиваля, разработка и проведение театрализованых ролевых игр, постановка серии полномаштабных (но коротких: пол-часа - час) спектаклей к концу смены, журналисты - выпуск лагерной газеты, разработка и проведение дня СМИ, туристы - организация и проведение походов для всех отрядов, и турслет).
Спасибо. :)
Аватара пользователя
Виталий
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2003 7:35 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Приношу извининие

Сообщение Виталий »

Тут недавно прочитала, то что я здесь написал, моя жена и все раскритиковала. Поле непродолжительных раздумий, решил, что действительно был не прав, так, что приношу свои извинения и пробую исправить ошибку.

Дело в том, что профильные отряды актуальны в том случае, если ребята исчерпывают свою роль в непрофильном. Когда они попробовали различные виды деятельности, устали от непродолжительного разнообразия деятельности и хотят более конкретно заниматься одним видом (то есть (для приведенного выше примера), они уже умеют выпускать газету и делали это неоднократно, умеют ставить спектакли и поставили с пяток другой, сходили в пяток походов и... и т.д. и приняли для себя решение, что больше всего нарвится именно этот вид деятельности). Хочу уточниться: часто бывают ситуации, когда человек утверждает, что он хочет заниматься именно этим видом детельности, но, или не знаком с другими, или не знаком именно с этим видом. Если такого человека взять в профиль, то вполне может сложиться ситуация, что через неделю он уже завоет от одного вида деятельности, и будет не развивать, а тормозить деятельность отряда. Социальная роль в оздоровительном лагере изменяется посредствам перехода в более старший отряд. Как я понимаю (не хочу никого обидеть, однако в оздоровительном лагере ребята, в основном, занимаются досуговой, а не развивающей деятельностью), широкого знакомства с профильными видами деятельности не происходит. В связи с этим, я делаю вывод, что профильные отряды в оздоровительном лагере принесут больше напряга, чем пользы.

Однако не стоит сразу отбрасывать эту идею.
Во-первых, идея развовозрастных отрядов очень хороша, так как... впрочем лень писать, думаю, что и так все понятно, во вторых, можно интегрировать отдельные направления профильных отрядов во все отряды,
К примеру, есть 4 группы по 10 человек в отряде. На первой неделе, группа № 1 выпускает газету, №2 ставит сценку, №3 готовит поход, №4 (какой там еще профиль?) занимается своей профильной деятельностью. На второй неделе группа №2 выпускает газету, № 3 - ставит спектакль, и так далее по кругу.
Система разработана тем же Ивановым (см. тему КТД) и называется система ЧТП (чередование творческих поручений)
(http://schools.techno.ru/ostrov/adult/works/chtp.htm - вариант для школы, но общий смысл должен быть понятен). Ксати, наши непрофильные разновозрастные отряды, как раз по ней и работают в лагере.

Извиняюсь, что сначала ввел в заблуждение, надеюсь, что последняя запись будет вам интересной,
с уважением
ВВВ
Ответить